BONDERO “ПРИЗРАК АБСТРАКЦИОНИЗМА”

13.07.2014 - 13.08.2014

BONDERO “ПРИЗРАК АБСТРАКЦИОНИЗМА”

13 июля – 13 августа

Работы из нового проекта Bondero «Призрак абстракционизма» застывают в промежуточном состоянии – абстракции и фигуратива, но в проекте намеренно подчеркнута конвергенция художественного языка, его драматичный переход в иное качество. Еще не абстракция, но мечта о возвращении к некоему сущностному высказыванию, противостоящему бесконечной череде «актуальностей». Художник живописует последствия перманентной эстетической катастрофы – когда эстетическое изживается само по себе. Нам больше незачем бояться уничтожения старой вселенной «высокого стиля»: так как она уничтожается исподволь, незаметно, ежедневно и ежесекундно. И дело даже не в «чистоте крови» – традиционных дефиниций, направлений, но в культурной сегментации тоже. Fusion, смешение всего и со всем – популярного и андеграундного, культового и мейнстримного – девиз «большой сети» глобальной массовой культуры…

Развеществлению эстетического посвящены тела, которые лишаются кожных покровов – с разматывающимися, как клубок ниток, мышцами и сухожилиями. Эти остатки телесного, тела живописи смешиваются с парящими в воздухе геометрическими фракциями, то бишь, абстрактными, символическими сущностями. И все вместе взятые осколки изобразительности засасываются в условную аэродинамическую трубу потока сознания… Рождение порядка из хаоса – в мифологическом времени искусства, в отличие от времени реального происходит именно так. Усиливающаяся энтропия фигуративного приводит к рождению стройного абстрактного универсума, где уровни изображения и смысла изначально упорядочены. На данной стадии процесса иллюзия материального мира (а именно в направлении достижения наиболее правдоподобной иллюзии эволюционировала старая живопись) и умозрительные структуры находящегося над ним высшего порядка играют на равных, превращаясь в кипение сюрреалистической «протоплазмы». Витиеватый и парадоксальный ход – автор называет свое направление «Абстрактным сюрреализмом». Одно, казалось бы, исключает другое. Хтоническое, подсознательное есть территория сюрреализма, а искусство чистых сущностей – абстракционизм. Но в эпоху fusion возможно все…

«Призрак абстракционизма» бродит во времени-пространстве и воплощается на переломе эпох. Bondero, судя по всему, зафиксировал именно этот момент. Что это – модный тренд или специфическая отдушина? В чем причина актуализации ее «волн»? В ощущении кризиса изобразительности, шире – визуальности. Абстракция начала ХХ века в осмыслении ее отцов-основателей становится завершением исторического цикла развития старой предметной живописи и вхождением в нулевой цикл освоения вселенной символов… Сегодня тягу к абстрактному провоцирует тот же дефицит символического: об «опустошении искусства» говорено-переговорено, о растворении измерения смысла, о бесконечном конвейере, о полых оболочках «симулякров», лишенных подлинного значения. Искусство в современном мире утрачивает не только свое значение, но и место. Поколение «Фейсбука» ощущает это особенно явно: соцсети вырабатывают свою особую повседневную культуру выставочной «онлайновой» деятельности, которая девальвирует художественный процесс, происходящий off line…

Новая абстракция дарует надежду на возможность ограничения рамок, построение эстетической утопии, на выработку специфического художественного языка и «контента», отделенного от языка и наполнения массовой культуры. Как показывает сама жизнь, любое намерение построения эстетической автономии является временной мерой, способствующей скорее очистке совести художника. Мейнстрим проглотит и переварит любые оппозиционные течения. Тем не менее, этот протестный перформанс необходим – для лучшей ориентации на местности и поиска направления дальнейшего движения. Абстракции Bondero – на грани кубизма и сюрреализма, абстракции и фигуратива и требуют созерцательного настроя и тишины. Красивая структуралистская метафора, «гул языка», превращается в навязчиво стоящий в ушах «шум» трешевого визуально-информационного потока, которому автор ищет противоядие. Выйти из потока одновременно возможно и невозможно. Бегство от тотального «масскульта» в область «высших сущностей» – это очередная иллюстрация эстетической игры на выживание. Абстрактная погоня за призраками, впрочем, довольно увлекательная.

Виктория Бурлака, 2013