Графика творческого объединения “Мамай”
Связи галереи “NT–Art” с одной из самих известных в Украине, и далеко за ее пределами, творческой группой “Мамай” очень тесные и плодотворные. Только в этом, первом, году выставочной деятельности галереи мы уже дважды видели живописные полотна “мамаев” – в составе коллекций А.Дымчука и Ф.Кохрихта. Не удивительно, что и теперь, в третий раз, пространство галереи наполняется их работами, поскольку возможности основательного ознакомления широкой аудитории с творчеством этих ведущих мастеров украинского модерного искусства обозначены как одно из приоритетных направлений в стратегических планах галереи. В этом выставочном проекте репрезентируется весомая и самобытная часть творчества группы “Мамай”, а именно, их оригинальная графика. Это разнообразные по технике, выполненные на различных типах бумаги самодостаточные произведения искусства, которые убедительно подтверждают художественную неповторимость и значимость этого особого вида изобразительных искусств. В экспозиции представлены работы девяти мастеров – Валерия Басанца, Игоря Божко, Виктора Маринюка, Сергея Савченко, Василия Сада, Николая Степанова, Александра Стовбура, Владимира Стрельникова, Владимира Цюпко. Начало творческого сотрудничества тех, кого сегодня мы называем одесскими “мамаями”, справедливо отнести к 60-м годам, когда возникает андерграундная группа молодых художников (А.Ануфриев, В.Басанец, В.Маринюк, В.Стрельников, Л.Ястреб), связанных дружбой и общими духовными устремлениями – создавать искусство, свободное от каких-либо внешних влияний. Так впервые в Украине были заложены “нонконформистские” традиции изобразительного искусства, что было совершенно отлично от к господствовавших в то время эстетических вкусов и взглядов. В начале 70-х пришла вторая волна художников-единомышленников, среди которых были И.Божко, А.Стовбур, В.Цюпко. Это, по словам одного из основателей движения, В.Басанца, был наиболее героический период: тогда начались их нелегальные квартирные экспозиции в Одессе и Москве, была пробита брешь в железном занавесе первой презентацией одесситов на Западе – в Мюнхене, Лондоне, Нью-Йорке. В 80-ые годы, активно развивая область абстрактного формотворчества, в состав группы включаются С.Савченко, В.Сад, Н.Степанов. В то же время это была пора трансформаций, во многом обусловленных процессами более активного и очевидного национального самоосознания художников. В эти годы будущие “мамаи” объединяются под названием “Шлях”. Далее, сохраняя внутреннюю близость, они выступают в расширенном круге художников, которые отстаивают идеи творческого возрождения национального искусства и выступают основателями галереи искусств “Човен” (1992). Но потом, когда расхождения становятся более ощутимыми, девять мастеров отделяются как объединение “Мамай”, опираясь, на давнее, проверенное временем, общее прошлое и верность выбранным еще тогда идеалам. Фактически, прежде всего благодаря будущим “мамаям”, их прорывам в области абстрактного формотворчества, которые делались вопреки официальным запретам и противостоянию, в Одессе сформировались мощные, теперь хорошо известные и за пределами страны, традиции нефигуративного искусства. Поиски новых форм художественного самовыражения ярко отразились в области оригинальной графики, которую активно разрабатывали художники с самого начала своей творческой деятельности. Этот творческий опыт был оценен и на первых “квартирных” выставках, и в более поздних международных проектах, а также непосредственно в экспозициях графики объединения “Мамай”, которые демонстрировались в Одессе (“Морская галерея”) и других городах Украины. Эта экспозиция является началом большого выставочного и издательского проекта галереи “NT–Art”, глубоко и детально представляющего творчество “мамаев”, а именно серией персональных презентаций каждого из этой блистательной когорты Мастеров.