АЛЕКСАНДР РОЙТБУРД. «БАЛ В ФОЛИ-БЕРЖЕР». «ДЕЛИКАТЕСЫ».

14.10.2008 - 20.11.2008

 

АЛЕКСАНДР РОЙТБУРД. «БАЛ В ФОЛИ-БЕРЖЕР». «ДЕЛИКАТЕСЫ».

Галерея NT–Art представляет сразу 2 проекта Александра Ройтбурда, художника первой величины в украинском трансавангарде, да и вообще одного из самых знаменитых современных представителей Одесской школы живописи. Ройтбурд не только родился в Одессе, он впитал своеобразный и пленительный аромат этого города, где, как поётся в песне, «если ты не артист, значит ты аферист…». Ройтбурд, вне всяких споров, артист: причем, не в узко-цеховом понимании этого слова, а в том, что характеризует яркость и многообразие художественных проявлений личности! Смотрите, какой смачный одесский «замес» реализовался из его несомненного живописного дара, но и какой-то глубинной провокационности и эпатажа ниспровергателя авторитетов. Эрудит и интеллектуал, а также – идеологический «подрывник» в искусстве восьмидесятых, Ройтбурд взрастил целое поколение последователей, стал главным проводником «актуального искусства» в украинском артпространстве и на международной арене. Сейчас Александр Ройтбурд живет в Киеве и со столичной орбиты оказывает влияние на процессы развития современного искусства, в том числе и в его родном городе. «Бал в Фоли-Бержер» помимо ощущения эксклюзивности происходящего (ведь за последние годы это была первая возможность увидеть работы художника, вызвавшего в свое время в Одессе столько шума, а теперь и подавно – проходящего по разряду «мегазвезд»!), вызвал у собравшихся на открытии немало недоумения: что означают многие «прославленные» названия, как например, «Лунная ночь на Днепре» или «Видение отроку Варфоломею», в соотнесении с картинами выставки. На прессконференции сам автор развеял все мистификации на этот счет. Фактически, он вновь дал реализоваться своей артистической жилке… То, как А.Ройтбурд умеет ценить слово и образно формулировать свои мысли, не знает только очень ленивый и «ну, совсем» не интересующийся искусством. Поэтому, как истинный человек эпохи постмодерна, Ройтбурд вынес решение: «Раз уж все красивые названия в истории живописи уже были разобраны до нас, то зачем снова их выдумывать, тем более, что так классно уже может и не получиться?! Потому самым лучшим названиям надо просто дать второе дыхание». (Это не буквальная цитата из ответов художника, но общий смысл реплики сохранен.) Так что нам показали много нового из жизни «матери партизана», «сбитого асса» и других знакомых незнакомцев, созданных маэстро. «Деликатесы» с чувством глубокого удовлетворения были оценены гурманами от искусства – художниками, искусствоведами, журналистами. Наряду с материальной и даже вкусовой убедительностью живописной ткани в подаче сыров, колбас, и, в конце-концов, любимого национального продукта – сала угадывались социокультурные подтексты и «приколы», то есть, все то, без чего невозможно представить стиль Александра Ройтбурда!