`БЕБЕЛЯ, 19. КВАРТИРНІ ВИСТАВКИ`, СПІЛЬНО З DYMCHUK GALLERY

03.03.2013 - 25.03.2013

`БЕБЕЛЯ, 19. КВАРТИРНІ ВИСТАВКИ`, СПІЛЬНО З DYMCHUK GALLERY

C 3 по 24 марта 2013 года галерея NT-Art представляет в Одессе проект “БЕБЕЛЯ, 19.Квартирные выставки. Одесса, 1975-1979”.

В феврале галерея NT-Art представляла этот проект в киевском «Мыстецком Арсенале», в программе международного форума Fine Art Ukraine 2013. Судя по отзывам специалистов и зрителей, проект «Бебеля, 19», стал одним из наиболее впечатляющих событий форума, вызвал интерес и резонанс в культурной и художественной среде, масштабно заявив об одной из самых ярких страниц истории украинского искусства советского периода. Речь идет о феномене андеграундных «квартирных выставок» в Одессе, уникальном явлении, которое, к сожалению, еще недооценено по достоинству и настоятельно требует более пристального внимания и глубокого изучения.

Экспозиция воссоздает атмосферу легендарной квартиры на Бебеля, 19 – одного из островков свободы в условиях тотального запрета на инакомыслие.

Это помещение принадлежало одесскому джазовому музыканту Владимиру Асриеву, который в середине 70-х годов предоставил художникам стены собственной квартиры для «запрещенного искусства». С 1976 года «жилплощадь» превратилась в постоянное выставочное пространство, где регулярно проводились персональные и групповые выставки одесских нонконформистов.

В начале 60-х годов в искусстве СССР возникает неформальное диссидентское движение. В условиях полного контроля художественного творчества со стороны правящей коммунистической партии и контролируемых ею репрессивных органов, в том числе, и формально независимых «творческих союзов», представление искусства, отличного от официального канона, могло осуществляться только в форме «неофициальных», полуподпольных выставок-«квартирников».

Энтузиастами и организаторами группы таких художников-диссидентов в Одессе были студенты Художественного училища Александр Ануфриев, Владимир Стрельников, Валерий Басанец, Людмила Ястреб и Виктор Маринюк.

Их нонконформистская позиция заключалась в неприятии господствующих тогда догм официального социалистического реализма и ориентации на модернистские направления мирового искусства.

Расцвет квартирной выставочной деятельности в Одессе пришелся на 70-е годы.

Одесса, наряду с Москвой, стала одним из лидеров андеграундного движения всего Советского Союза. Стоит вспомнить хотя бы тот факт, что «несанкционированная» выставка работ Валентина Хруща и Станислава Сычева на деревянном заборе у реставрируемой Одесской оперы («Сычик+Хрущик»), просуществовавшая всего несколько часов, состоялась в 1967 году – за 7 лет до знаменитой московской `Бульдозерной` выставки.

Одесские нонконформисты продолжали традиции авангарда в период, когда это требовало поистине героических усилий. Тем самым они заложили фундамент для возникновения последующих течений украинского искусства, осознающих себя независимыми от идеологических догм.

В проекте галереи NT-art представлены работы одесских художников-нонконформистов

Александра Ануфриева, Владимира Стрельникова, Виктора Маринюка,

Валерия Басанца, Люды Ястреб, Валентина Хруща, Станислава Сычева,

Евгения Рахманина, Владимира Цюпко, Александра Стовбура,

Юрия Егорова, Олега Волошинова, Олега Соколова, Владимира Наумца и Руслана Макоева.

Авторы фото, представленных на выставке – Валентин Серов, Аркадий Львов.