4 апреля в художественно-выставочном центре АртДонбасс, г.Донецк состоялось открытие выставки `Одесская школа. Традиции и актуальность`.
Выставку открывал заместитель мэра города Донецк Лактионов Валентин Александрович.
Мэр города Александр Алексеевич Лукьянченко посетил мероприятие на следующий день, и отметил выставку как серьезное культурное явление на национальном уровне, наградив Анатолия Дымчука городскими знаками почета.
DymchukArtPromotion представляет в Донецке широкую ретроспективу произведений живописи, графики и скульптуры (более 60 художников, более 300 работ), относящихся к явлению мирового процесса художественного познания мира, известную под названием «Одесская школа». Мы сознательно ограничиваемся временным периодом «вторая половина ХХ века», так как произведения этого периода охватывают наиболее близкий и важный для современного зрителя период.
В то же время это весьма широкий интервал художественной мысли одесситов, который, в свою очередь, можно разделить на периоды, акцентирующие глубокие изменения в идеологической, тематической и стилистической направленности развития школы, которая так органично вплетается в мировой художественный процесс.
К первому периоду, который мы называем классическим, относятся художники старой довоенной школы, исповедующие строгий академизм, свойственный периоду от 40-х до конца 60-х годов. Работы этого периода делятся на две группы – выставочные, где особенно отчетливо виден конформизм, присущий парадному соцреализму, и работы «для себя», которые сочетают реалистический подход с академическим мастерством и тонкой передачей чувств и настроений. К ним относятся академик М. Божий, Н. Шелюто, В. Синицкий, А. Гавдзинский, К. Ломыкин, В. Литвиненко и др.
Второй период – переходный, так называемый «суровый стиль», представленный прежде всего Ю. Егоровым, оказавшим наибольшее влияние на формирование стилистики Одесской школы шестидесятников. Мастерски выполненные работы, в первую очередь, раскрывают внутренний мир художника. Лучшими представителями являются также А. Ацманчук, О. Слешинский, А. Лоза, В. Власов, Л. Межберг и др.К первому периоду, который мы называем классическим, относятся художники старой довоенной школы, исповедующие строгий академизм, свойственный периоду от 40-х до конца 60-х годов. Работы этого периода делятся на две группы – выставочные, где особенно отчетливо виден конформизм, присущий парадному соцреализму, и работы «для себя», которые сочетают реалистический подход с академическим мастерством и тонкой передачей чувств и настроений. К ним относятся академик М. Божий, Н. Шелюто, В. Синицкий, А. Гавдзинский, К. Ломыкин, В. Литвиненко и др.
Третий период носит название нонконформизма. В период 60-70-х годов художники, провозгласившие академизм отжившей формой художественного выражения, организовывали неофициальные «квартирные» выставки, которые для советского времени стали уникальным культурным явлением. Это работы А.Ануфриева, В. Стрельникова, В. Басанца, В. Маринюка, В. Хруща, Л. Ястреб и др. В наше время, уже будучи вполне официальными художниками, вместе с присоединившимся к ним более молодым поколением (С. Савченко и др.) они образовали объединение «Мамай».
Четвертый период – ContemporaryArt означает актуальное искусство. Это направление представляют художники, наши современники, видящие свою задачу в моментальном отклике на текущие события, воздействии на текущую реальность, обладающие (по их мнению) способностью видеть будущее и философски переосмысливать настоящее. В числе этих художников современные авторы, принесшие признание современному украинскому искусству и Одесской школе в мировом истеблишменте: это Л. Войцехов, А. Ройтбурд, И. Гусев, В. Кожухарь, BONDERO и др.
Особенное положение среди одесских художников занимает творчество Константина Скопцова, продолжающего тему мистического, символического самовыражения, родоначальником которого в Одессе в начале ХХ века был Ф. Цомакион. В своих произведениях Константин Скопцов пытается заглянуть за тот невидимый занавес, отделяющий мир горний от мира дольнего. Кто я, откуда, куда иду – вот вопросы, на которые Константин пытается ответить сложным и прихотливым узором образов и символов.
О мировом признании достижений Одесской школы говорит тот факт, что работы представленных на выставке художников находятся в авторитетнейших мировых коллекциях: в Киевском музее русского искусства (Киев), в Государственном Русском музее (С.Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Музее современного искусства МоМА (Нью Йорк), в Коллекции Нортона и Ненси Додж Музея Циммерли, в Радгерсе, Нью-Джерси, США, Музей Людвига (Германия), Музей современного искусства, г. Мельбурн (Австралия), городской музей г. Анжер (Франция), городской музей г. Мартиньи (Швейцария), Музей нового русского искусства (Нью-Йорк), и др., а также в частных собраниях по всему миру.
Выставка продлится до 10 мая 2013 года.